Раннее развитие детей: современные дошкольные методики

Все родители хотят, чтобы их малыш вырос развитым как в интеллектуальном, так и в физическом плане.

Методики раннего развития детей

На сегодняшний день существует огромное количество программ, обеспечивающие раннее развитие детей.

При этом многих родителей беспокоит вопрос, какую из них выбрать и как при этом сохранить эмоциональное благополучие своего карапуза.

Суть проблемы и типы развития детей

На проблему раннего развития существуют две диаметрально противоположные точки зрения. С одной стороны, многие педагоги и психологи говорят о том, что именно раннее развитие даёт возможность сформировать у детей необходимые умения и навыки. А также раскрыть таланты малышей, как следует подготовить их к школе и в дальнейшем к самостоятельной жизни.

С другой стороны, некоторые медицинские работники придерживаются мнения, что созревание малыша должно идти естественным путём. А ряд методик, которые предлагает современная психология и гуманная педагогика, могут причинить непоправимый вред здоровью детей.

Для того чтобы как следует разобраться в этом вопросе, необходимо подробно изучить популярные методики и программы, которые существуют сегодня, а также оценить их положительные и отрицательные стороны.

Раннее развитие детей

Психологи определяют «раннее развитие» как применение развивающих методов и приёмов в период раннего детства с рождения до 2—3 лет, благодаря которым происходит усвоение умений и навыков, способствующих быстрому обучению и развитию. Это вызывает ряд противоречий, ведь в современной образовательной системе детей начинают обучать с 6,6—7 лет. В психологии выделяется три типа развития дошкольников:

  1. Преждевременное — означает, что существуют определённые этапы созревания малыша, которые обусловлены его психикой и физикой. То есть как бы нам ни хотелось, но мы не сможем научить кроху ходить до тех пор, пока он не пройдёт в своём формировании ряд этапов. Сначала он должен научиться держать головку, затем сидеть, ползать, стоять, и только потом он начнёт ходить. Мы не сможем сразу после рождения научить его говорить, для этого ему тоже необходимо пройти через определённые последовательные шаги в своей эволюции. Таким образом, этот тип развития означает, что малыш просто не будет усваивать ту информацию, которую мы хотим до него донести, в силу своих физических и психологических особенностей.
  2. Позднее — в формировании малыша психологи выделяют определённые периоды, когда он лучше всего усваивает ту или иную информацию. При позднем развитии эффект от этого усвоения будет значительно хуже. То есть, дитя будет отставать в своём развитии.
  3. Своевременное. Этот тип развития является наиболее благоприятным. Поскольку в этом случае формирование происходит в полном соответствии с возрастными особенностями.

Однако раннее развитие не является синонимом преждевременного, т. к. оно предполагает создание ряда специальных условий, в которых происходит полноценное формирование познавательных процессов малыша и становление его личности. К таким условиям относятся:

  • Создание специальных детских уголков, в которых находятся предметы и игрушки, развивающие психические процессы крохи: внимание, мышление, крупную моторику, зрение, тактильные ощущения и т. д.
  • Активное общение родителей и близких родственников с малышом: пение колыбельных, потешки, простое проговаривание тех действий, которые выполняют взрослые — все это обогащает словарный запас дошкольника и приводит к созданию благоприятных условий для развития его речи.
  • Использование специальных пособий и развивающих материалов.

Описание методик раннего развития детей

Современные дошкольные методики раннего развития детей вызывают активные обсуждения среди врачей и специалистов в области педиатрии. Многие из них отмечают, что такие подходы, как Монтессори, Вальдорфская педагогика и другие, способствуют гармоничному развитию ребенка, учитывая его индивидуальные особенности и потребности. Врачи подчеркивают важность игры в обучении, так как она помогает развивать креативность, социальные навыки и эмоциональный интеллект. Однако некоторые специалисты предупреждают о рисках перегрузки детей избыточной информацией и высокими требованиями. Они рекомендуют сбалансированный подход, где важна не только интеллектуальная, но и эмоциональная составляющая. В конечном итоге, врачи согласны, что раннее развитие должно быть направлено на создание комфортной и поддерживающей среды, способствующей естественному росту и развитию каждого ребенка.

Методики развития детей / ТОП 5 методик развития детей от разных авторовМетодики развития детей / ТОП 5 методик развития детей от разных авторов

Популярные методики и программы

При выборе подходящих методик развития детей в раннем возрасте родители должны помнить, что каждый малыш уникален и неповторим, поэтому не существует одной программы, которая идеально подойдёт всем. Ещё одним важным моментом является то, что необходимо учитывать возрастные особенности, например, с 6 месяцев до года младенцу важнее ползать, чем изучать буквы, поскольку перекрёстные движения рук и ног напрямую связаны с развитием структур мозга.

В 2—3 года внимание малыша ещё очень неустойчивое, поэтому заниматься одним делом более 5 минут он не сможет. Это связано с тем, что лобные доли коры головного мозга, которые отвечают за концентрацию и устойчивость внимания, ещё не созрели, произойдёт это только к 7 годам. Поэтому на этом возрастном этапе ему необходима частая смена вида деятельности.

Методика М. Монтессори

Основная цель методики Монтессори заключается в том, чтобы создать для дошкольника такие специальные условия, в которых будет происходить его полноценное и гармоничное развитие. Помещение, в котором находятся дети, делят на несколько тематических зон:

  • математическую;
  • речевую;
  • сенсорную;
  • практическую;
  • космическую.

Их наполняют специальными дидактическими материалами, соответствующими возрасту: различные ёмкости, пирамидки, книги, сортеры, мячи и т. д. Педагог осуществляет наблюдение за детьми, не вмешиваясь в их занятия. Помогает только в том случае, если они сами просят его о помощи. В результате такого взаимодействия формируется самостоятельность.

Начинать занятия по этой программе рекомендуется в 3 года, но ряд упражнений можно применять с детьми старше 1 года.

У этой методики, как и у любой другой, есть свои положительные и отрицательные стороны. Рассмотрим плюсы:

  • большое количество специальных пособий и дидактических материалов;
  • развитие познавательных психических процессов: памяти, внимания, мыслительных операций и т. д. ;
  • формирование самостоятельности.

К минусам можно отнести то, что:

  • развивающие пособия и материалы являются довольно дорогими;
  • для достижения наилучшего результата нужно водить малыша в специальную комнату Монтессори, где с ним будут работать педагоги, полностью используя эту методику;
  • методика Монтессори для раннего возраста направлена в большей степени на развитие интеллектуальных способностей, при этом другие сферы: творчество, игровая деятельность, эмоциональная сфера — значительно уступают в своём развитии;
  • не используется ряд таких важных методов для развития, как чтение и обсуждение сказок, сюжетно-ролевые игры.

Поэтому в классическом виде эту программу применяют очень редко. Чаще всего родители выбирают из неё отдельные компоненты и добавляют другие упражнения и занятия.

Современные дошкольные методики раннего развития детей вызывают множество обсуждений среди родителей и педагогов. Многие отмечают, что такие подходы, как метод Монтессори или система Реджо Эмилия, способствуют развитию самостоятельности и креативности у малышей. Родители часто делятся положительными впечатлениями о том, как их дети становятся более уверенными в себе и открытыми к новым знаниям. Однако некоторые эксперты предостерегают от чрезмерного давления на детей, подчеркивая важность игры и свободного времени в этом возрасте. Важно находить баланс между обучением и отдыхом, чтобы сохранить у детей естественное желание познавать мир. В целом, современные методики предлагают разнообразные инструменты для развития, но ключевым остается индивидуальный подход к каждому ребенку.

МЕТОДИКИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ.МЕТОДИКИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ.

Программа Вальдорфской школы

Эта образовательная развивающая методика для детей от 2 лет направлена в первую очередь на формирование в каждом малыше уверенности в своих силах и в том, что он может максимально раскрыть свои возможности. В отличие от предыдущей методики, здесь детям до 7-летнего возраста не дают заданий интеллектуального типа. Основная направленность этой школы идёт на развитие воображения. Важная роль отводится развитию театральной и художественной сфер. Предпочтение в игре отдаётся игрушкам, которые сделаны из естественных материалов (палочки, камешки, шишки и т. д. ).

Важнейшая роль в этой школе отводится созданию максимального комфорта в процессе обучения детей. Количество учеников в классе не превышает 20 человек, оценки на уроках не ставятся, соревновательные моменты отсутствуют. Принципы обучения заключаются в следующем: основным способом обучения детей до семи лет является подражание старшим. Логические мыслительные операции задействуются в обучении только начиная с 14 лет.

Программа Вальдорфской школы

Основными плюсами этой программы являются:

  • направленность на развитие творчества и воображения;
  • создание комфортной образовательной среды;
  • развитие самостоятельности у детей.

Минусы следующие:

  • не уделяется достаточного внимания интеллектуальному развитию;
  • нет подготовки к школе.

Как и многие другие программы, методика Вальдорфской школы обладает и преимуществами и недостатками. Решать, использовать ли её в развитии своих детей, могут только сами родители.

Метод Глена Домана

Г. Доман — учёный из Америки, который изучал психические процессы у детей с нарушениями головного мозга, выявил ряд особенностей. Для этой категории детей занятия, которые носят развивающий характер, эффективны, только если их проводить до 7-летнего возраста. Поскольку именно в этот период кора больших полушарий головного мозга проявляет наибольшую активность.

При этом родители обязаны приложить все усилия для того, чтобы развить потенциал, который заложен в каждом малыше с рождения. Доман уверен, что начиная с самого рождения он уже может запоминать и заучивать энциклопедические знания, а также следует обучать его чтению и счёту.

Метод Глена Домана

Принцип этой методики построен на использовании дидактического материала, которым являются специальные карточки, с изображёнными на них картинками, словами, фотографиями, математическими действиями и т. д. Карточки делятся на определённые группы. В течение дня педагог или родители показывают малышу эти карточки на определённое количество секунд, постепенно добавляя новые.

Преимущества:

  • раннее развитие детей за счёт того, что они получают большое количество разнообразной информации;
  • совместные занятия родителей и детей;
  • развитие внимания.

К недостаткам можно отнести:

  • необходимость подготовить большое количество развивающего материала;
  • недостаточное развитие тонкой моторики и сенсорного развития дошкольника;
  • не происходит развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения и т. д. ;
  • мало внимания отводится развитию творческой деятельности и воображению;
  • существует риск возникновения у детей проблем невротического характера, таких как нервные тики, энурез и другие в связи с тем, что из-за слишком большого количества информации перегружается нервная система детей.

Развивающая система Николая Зайцева

Эта современная методика раннего развития детей опирается на ведущую деятельность малыша в дошкольном возрасте, которой является игровая деятельность. На её основе развиваются все остальные сферы личности детей. Вся информация, которая даётся дошкольнику, представлена в виде игры. Поэтому он с удовольствием принимает участие в выполнении заданий. При этом занятия могут проходить как индивидуально, так и в групповой форме.

Важным моментом программы Зайцева является создание комфортных условий для детей. Во время занятия им разрешается вставать с места, передвигаться по кабинету, разговаривать, шуметь, менять задания и т. д. По мнению Зайцева, именно в такой среде дети чувствуют себя свободно и могут самостоятельно выбирать интересующие их виды деятельности.

Развивающая система Николая Зайцева

Плюсы методики Зайцева:

  • возможность её применения для детей разного возраста от года до 7 лет;
  • эту систему можно применять для работы с детьми в дошкольных учреждениях и дома;
  • обучение происходит в игровой форме, что является очень привлекательным для детей;
  • малыш может научиться читать в 3 года.

Минусы этого метода заключаются в следующем:

  • методика отличается от привычных, традиционных методов, поэтому прежде, чем использовать её в домашних условиях для занятий с детьми, родителям необходимо будет научиться её применять;
  • учителя отмечают, что у детей, которые обучались чтению с использованием этого метода, в школе возникают определённые трудности, они проглатывают окончания и затрудняются делить слова на слоги;
  • цветовое обозначение гласных и согласных букв отличается от принятого в школьной программе, в связи с этим в первом классе у детей также возникают определённые сложности.

Методика семьи Никитиных

Супруги Никитины являются очень известными ещё со времён СССР, поскольку воспитывали собственных детей по своей уникальной программе, с использованием необычных методов и приёмов. Их развивающая методика для детей дошкольного возраста уделяет большое внимание физическому развитию детей. Для этого Никитины широко применяли в домашних условиях различные тренажёры, особое внимание уделяли закаливанию детей.

А также одним из принципов воспитания было формирование самостоятельности у детей.

Методика семьи Никитиных

При этом Никитины полагали, что для формирования тех или иных способностей существуют определённые периоды, и если их упустить, то потом развитие дошкольника пойдёт по другому пути, более медленными темпами.

Плюсы:

  • Можно применять с рождения до 7 лет.
  • Большое внимание уделяется развитию самостоятельности у детей.
  • Развиваются интеллектуальные способности, мыслительные операции и воображение.
  • В основе лежит игровой принцип.
  • Большое внимание отводится физическому развитию детей.

Минусы:

  • Эта методика подходит в большей степени для сельской местности.
  • Детям неинтересно учиться в начальной школе.

Кроме этого, существует множество других авторских методик и программ раннего развития детей. Обучение по ним даёт малышу возможность раскрыть свои способности и лучше подготовиться к школе. Какие программы использовать — решать родителям, можно выбрать одну основную, а можно сочетать между собой различные методы и приёмы. Главное — помнить о принципе «не навреди», чтобы раннее обучение и развитие шло на пользу любимому крохе.

Раннее развитие - Школа доктора КомаровскогоРаннее развитие – Школа доктора Комаровского

Вопрос-ответ

Какие есть методики раннего развития детей?

Сегодня популярностью пользуются следующие: Монтессори, Никитиных, Зайцева, Вальдорфская, Лупан и другие. Если ставить целью вырастить из ребенка гения, то на методики раннего развития возлагать надежды не стоит.

Какие методики развития используется в детских садах?

Наглядные методы. Словесные методы. Практические методы. Игровые методы.

Какие есть методики кроме Монтессори?

Педагогический метод МонтессориМетод Глена ДоманаМетод супругов НикитиныхМетод Рудольфа Штайнера (Вальдорфская методика развития)Кубики Зайцева

Что является основным методом обучения и развития детей раннего возраста?

Обучение необходимо с раннего возраста, но следует контролировать этот процесс и не перегружать ребенка. Основной метод обучения – формирование убеждений.

Советы

СОВЕТ №1

Изучите различные современные методики раннего развития, такие как Монтессори, Вальдорфская педагогика или методика Ребенок в центре. Каждая из них имеет свои особенности и подходы, которые могут подойти именно вашему ребенку.

СОВЕТ №2

Создайте развивающую среду дома. Обеспечьте доступ к разнообразным игрушкам, книгам и материалам, которые способствуют обучению и творчеству. Важно, чтобы ребенок мог самостоятельно исследовать и экспериментировать.

СОВЕТ №3

Регулярно общайтесь с ребенком и задавайте ему открытые вопросы. Это поможет развить его критическое мышление и коммуникативные навыки. Слушайте его ответы и поддерживайте диалог, чтобы стимулировать интерес к обучению.

СОВЕТ №4

Не забывайте о важности игры в обучении. Игровые методики помогают детям усваивать новые знания и навыки в непринужденной обстановке. Выбирайте игры, которые развивают внимание, память и креативность.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации