Проявления острого цистита: когда начинать бить тревогу?

Острый цистит или пиелонефрит – этого диагноза боится каждая женщина. Заболевание выбивает из привычного образа жизни и не дает ни минуты покоя. Когда вы замечаете за собой частые позывы в туалет, боль и рези в процессе мочеиспускания, следует немедленно записаться на прием к урологу. В противном случае ситуация только ухудшится: воспаление перерастет в хроническую форму или грозит серьезными осложнениями.

Кроме как у женщин, может возникать острый цистит у детей. Поэтому необходимо как можно внимательнее следить за поведением ребенка. В том случае, если малыш становится капризным без видимых на то причин, часто писает, плачет во время мочеиспускания, у него появляется недержание, то, возможно, он заболел циститом. Что касается мужчин, то эта болезнь встречается у них крайне редко: примерно у 8 из 10000.

Какие причины приводят к острому циститу и пиелонефриту?

Острый цистит, как и пиелонефрит, начинает развиваться, когда в мочевые пути попадают возбудители инфекций. Например, стафилококки, стрептококки, хламидии, трихомонады, кишечные палочки, грибки рода кандида и микоплазмы.

причины цистита

Существует несколько способов проникновения болезнетворных инфекций:

• из крови;
  • из лимфы;
  • из мочеиспускательного канала;
  • из почек и мочеточников;
  • через стенку пузыря.

Следует отметить, что наиболее часто острый цистит возникает при несоблюдении правил гигиены, особенно у девочек-подростков, при незащищенном половом акте, застое мочи в мочевом пузыре, а также при его травмах. В последнем случае его защитная оболочка повреждается и становится неспособной остановить развитие инфекции. Снижение иммунитета, которое появилось вследствие неполноценного питания или изнуряющей диеты, может повлиять на развитие цистита.

Также причинами цистита и пиелонефрита могут стать анатомические особенности женщины. Поводом для появления острого цистита могут стать и гормональные сбои, вульвиты, вульвовагиниты. У мужчин причинами служат следующие болезни: простатит, орхиэпидидимит и уретрит.

Виды цистита и пиелонефрита

На сегодняшний день медиками составлено несколько классификаций, благодаря которым облегчается процесс диагностики и подбора препаратов для лечения:

1. Острый (возникающий однократно) и хронический (имеющий периоды обострения и затишья).
  2. Заболевание может быть первичным (самостоятельным заболеванием) или вторичным (на фоне воспаления шейки матки, при сахарном диабете и других соматических заболеваниях).
  3. Также цистит и пиелонефрит классифицируется по симптоматике и бывает катаральным, геморрагическим, гангренозным, кистозным и язвенным.

Какие признаки указывают на наличие заболеваний?

Симптомы острого цистита и пиелонефрита характеризуются резким ухудшением самочувствия. Появляется тяжесть в животе, чувство жжения и режущие боли во время опорожнения мочевого пузыря. Мочеиспускание становится настолько частым, что приходится посещать туалет каждые пять минут. Когда возникает острый цистит с кровью или гноем в моче, это может косвенно указывать на присутствие в организме паразитов, и требуется неотложная госпитализация.

режущие боли во время опорожнения мочевого пузыря

Острый детский цистит или пиелонефрит имеет эти же симптомы. Но в связи с тем, что не каждый малыш может достоверно передать словами, что он ощущает, порой сложно распознать эту болезнь. Поэтому первое, что должны сделать родители, увидев подозрительные признаки, – это показать ребенка педиатру и урологу.

Если обострение цистита или пиелонефрита сопровождается болезненным дискомфортом во влагалище, анусе или половом члене, значит воспаление перешло уже на шейку мочевого пузыря. Иногда эти симптомы мешают опустошить мочевой пузырь, так как срабатывает защитная реакция на резкую боль.

Какими способами диагностируется цистит острой формы?

Обострение цистита требует назначения следующих анализов:

• общий анализ мочи;
  • общий анализ крови;
  • бактериологический посев мочи;
  • УЗИ органов малого таза (делается до и после мочеиспускания);
  • биопсия (по показаниям, делается не всегда);
  • компьютерная томография;
  • рентген таза;
  • уродинамическое обследование;
  • микроскопия мазка;
  • ПЦР.

Такое большое количество исследований позволит создать полную картину причин обострения или возникновения цистита, степени запущенности заболевания, а также не допустить возникновения осложнений.

Как лечится острая форма цистита и пиелонефрита?

Чтобы ускорить процесс выздоровления и снять болевые симптомы, следует соблюдать молочно-растительную диету, постельный режим, исключающую острую, соленую и сладкую пищу. Необходимо проводить тепловые процедуры и сидячие ванны с теплой, но не горячей водой.

Лечение острого цистита и пиелонефрита в домашних условиях только тогда станет успешным, когда будет проводиться комплексно. В него обязательно должны быть включены:

• антимикробная терапия. По-научному она называется этиотропная. Для нее применяются антибиотики широкого спектра действия, например, такие препараты как Монурал, Фурадонин, Фуразолидон, Палин, Нитроксолин, Норфлоксацин;
  • снятие воспаления. Проводится с помощью следующих лекарств: Ибуклин, Ибупрофен, Нимесулид, Нурофен и другие;
  • снятие боли и спазмов. Для этой цели используют спазмолитики, произведенные на основе дротаверина, который расслабляет гладкую мускулатуру, например, Но-шпа;
  • фитотерапия. Использование препаратов на основе целебных трав хорошо зарекомендовало себя при остром неосложненном цистите. Самыми действенными из них оказались средства, в составе которых толокнянка, клюква, почечный чай, ромашка, шалфей. Они помогают одновременно снять воспаление, устранить дискомфорт и избавить от частых мочеиспусканий;
  • иммунотерапия. Включает в себя применение пробиотиков, которые восстановят нормальный бактериальный баланс после применения антибиотиков. Это препараты Аципол, Бифиформ, Хилак форте и другие.

Обнаружив у себя первые признаки острого цистита, не лечитесь в домашних условиях. Только врач на основе собранных анализов поможет подобрать необходимую диету, лекарства, установить их дозировку для снятия симптомов и избавления от недуга.

Какие симптомы острый цистит может проявлять?

Острый цистит может проявляться частым мочеиспусканием, болями при мочеиспускании, неприятным запахом мочи, а также недержанием мочи.

Когда следует обратиться к врачу при подозрении на острый цистит?

Если у вас возникли симптомы острого цистита, такие как боли при мочеиспускании и частое мочеиспускание, рекомендуется обратиться к врачу для получения профессиональной консультации и назначения лечения.

Если у вас возникли сильные боли внизу живота, частое и болезненное мочеиспускание, а также кровь в моче, не откладывайте визит к врачу. Эти симптомы могут свидетельствовать о острой форме цистита, требующей немедленного лечения.

Обратите внимание на изменения в цвете и запахе мочи. Если они стали необычными, а также если вы ощущаете постоянное давление в области мочевого пузыря, это может быть признаком острой формы цистита, и вам следует обратиться к врачу для дальнейших рекомендаций.